ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

"Спортивная школа олимпийского резерва по фехтованию"

 

Контакты:

8-383-224-22-59

Версия для слабовидящих

От новичка  до мастера

теоретическая часть

Содержание и направленность

теоретической (интеллектуальной)

подготовки

 

 

Теоретическая (интеллектуальная) подготовка фехтовальщиков направлена на овладение системой знаний, а также интеллектуальных умений, имеющих позитивное воздействие на процесс формирования социально-активной и развитой личности.

Методика интеллектуальной подготовки фехтовальщиков включает:

  • постановку заданий по направленному наблюдению соревнований, оценке и разбору полученной информации;

  • объяснительный рассказ или инструктирование тренера перед упражнениями или поединками;

  • сопроводительные пояснения тренера, разбор и совместные обсуждение с обучающимися, результатов тренировок и соревнований.

Познавательную активность можно активизировать с помощью заданий на самостоятельное осмысление обучающимися специальной информации, а также использовании объективных данных, полученных в ходе анализа результатов выступлений в соревнованиях, научной и методической литературы.

Главными средствами получения спортсменами специальной информации являются беседы с тренером, теоретические занятия, а также краткие объяснения и комментарии в процессе практических занятий. Предлагая, занимающимся выполнять упражнения, тренер в необходимых случаях кратко раскрывает их значения и тренировочный эффект. Они должны также иметь ясное представление о своей программе занятий (на этап, период, годичный цикл) и понимать ведущие целевые установки каждого занятия.

В структуре специально-прикладных знаний основное место занимают лишь определенные их разделы, так как для спортсмена далеко не все данные о фехтовании необходимы и тем более не являются первоочередными. Причина, прежде всего в том, что теория и методика предназначены для тренеров и преподавателей, поскольку они занимают главенствующую при построении тренировки. Спортсменам же нужна лишь определенная часть знаний, обеспечивающая наиболее активное и эффектное их участие в процессе совершенствования, а также информация с направленностью на формирование личности и самовоспитание.

Данная установка в отборе содержания теоретической подготовки позволяет создать необходимое «разделение труда» между спортсменом и тренером, чтобы избежать дублирования в их действиях. Ведь часть тренировочного времени и основная деятельность на соревнованиях у спортсмена проходит вне контроля педагога при самостоятельной реализации его установок.

 

 

 

 

 

 

 

 

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

ТИПОВЫХ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

  1. Морально- этические и нравственные нормы поведения юных фехтовальщиков

 

Характеристика понятий, относящихся к оценке результатов воспитания. Этика поведения в современном обществе. Спортивная этика. Социально нравственные нормы и их проявления в спортивной деятельности.

Черты характера, формирующие активную жизненную позицию: патриотизм, трудолюбие, смелость, решительность, настойчивость в преодолении трудностей и достижении поставленных целей, чувство ответственности, взаимопомощь, взаимоуважение, организованность, дисциплина.

Эстетическое содержание фехтования. Техника движений и зрительное восприятие эстетики поединков.

 

2.Физическая культура и спорт в России

 

Физическая культура как составная часть общей культуры современной жизни, средство воспитания. Значимость занятий спортом для укрепления здоровья и физического развития граждан России, их подготовки к эффективному труду и защиты страны.

Физическая культура в системе народного образования, во внеклассной и внешкольной работе. Цели и задачи спортивных клубов и секций, детско- юношеских спортивных школ, специализированных детско- юношеских школ олимпийского резерва, школ высшего спортивного мастерства.

Единая спортивная классификация и ее значение для развития спорта и повышения квалификации российских спортсменов.

Положение о спортивной классификации. Разрядные нормы и требования по фехтованию. Спортивные звания и спортивные разряды.

Общественное и государственное значение спорта высших достижений, развитие массового спорта в нашей стране.

Достижения российских спортсменов в борьбе за мировое первенство по важнейшим видам спорта. Значение результатов их выступлений в международных соревнованиях для формирования дружбы и естественных отношений между странами и народами, повышения авторитета России.

 

3.История фехтования

 

Фехтование в древнем мире и в средние века.

Возникновение фехтования как системы владения холодным оружием.

Формирование национальных систем фехтования в Западной Европе- итальянской, французской, венгерской и распространение их в мире. Развитие фехтования в России. Место фехтования и рукопашного боя в военно- физической подготовке русской армии. Основоположники отечественной школы фехтования. Участие русских фехтовальщиков в Стокгольмской олимпиаде (1912г.).

Роль гимнастическо – фехтовальных курсов в развитии спортивного фехтования в России. Первые соревнования в России и в СССР.

Фехтование в СССР в период с 1924 по 1991 год.

Участие фехтовальщиков СССР и России в Олимпийских играх.

Вклад представителей СССР и России в международное олимпийское и спортивное движение.

Победы советских и российских фехтовальщиков на крупнейших международных соревнованиях, мировых первенствах и Олимпийских играх. Выдающиеся спортсмены и тренеры России. Современное состояние и проблемы развития фехтования в России.

 

 

4. Строение и функции организма человека,

влияние физических упражнений

 

Краткие сведения о двигательных, психических функциях человека.

Костно- связочный аппарат. Мышцы, их строение и взаимодействие.

Дыхание и газообмен. Значение дыхания для жизнедеятельности организма человека.

Восприятия занятие, двигательные реакции, память, мышление и специализирование их проявлений в спортивной деятельности.

Влияние занятий физическими упражнениями и спортом на центральную нервную систему. Функции органов чувств. Совершенствование функций сердечно- сосудистой, дыхательной, мышечной и других систем организма в процессе занятий физическими упражнениями. Влияние занятий спортом на обмен веществ в организме.

Систематические занятия физическими упражнениями, как важнейшее средство и условие укрепления здоровья, развития двигательных способностей.

Спортивная тренировка как процесс совершенствования функций организма. Анатомо- физиологическая характеристика фехтования.

 

5. Гигиена, закаливание,

режим и питание спортсмена

 

Режим тренировок и отдыха. Питание и питье во время тренировок и соревнований. Значение различных веществ и витаминов для спортсмена. Калорийность пищи. Гигиена сна. Уход за кожей, ногтями. Гигиеническое значение водных процедур (умывание, обтирание, обливание, душ, парная баня, купание).

Гигиена одежды и обуви. Гигиена жилища и мест занятий.

Использование естественных факторов природы (солнца, воздуха и воды) и правила их применения в целях закаливания организма.

Понятия о заразных заболеваниях. Временные ограничения и противопоказания к занятиям физической культуры и спортом. Меры личной и общественной профилактики заболеваний.

Данные о вреде курения и употребления спиртных напитков.

 

6. Краткие сведения

о физиологических основах спортивной тренировки

 

Мышечная деятельность как фактор физического развития, нормального функционирования организма, поддерживания здоровья и работоспособности.

Тренировка как процесс формирования двигательных навыков и расширения функциональных возможностей организма. Физиологические закономерности формирования двигательных навыков.

Краткая характеристика физиологического механизма проявлений двигательных качеств, необходимых для фехтовальщика.

Утомление и причины временного снижения работоспособности.

Учет динамики восстановительных процессов при организации спортивной тренировки. Повторяемость нагрузок, интервалы отдыха между ними. Показатели восстановления работоспособности организма спортсмена.

Тренированность и ее психофизиологические показатели.

Предстартовое состояние и разминка в соревнованиях по фехтованию.

 

7. Врачебный контроль, самоконтроль, первая помощь

спортивный массаж

 

Значение врачебного контроля и самоконтроля при занятиях физкультурой и спортом. Объективные данные самоконтроля: вес, динамометрия, спирометрия, пульс, кровяное давление. Субъективные данные самоконтроля: самочувствие, сон, аппетит, настроение, работоспособность. Дневник самоконтроля.

Особенности спортивного травматизма в фехтовании. Причины травм на занятиях и соревнованиях. Меры предупреждения травм.

Раны и их разновидности: ушибы, растяжения и разрывы связок, мышц и сухожилий. Кровотечения и их виды. Вывихи. Повреждения костей: ушибы, переломы (закрытые и открытые).

Первая помощь пострадавшему. Способы остановки кровотечений; наложение первичной шины; приемы искусственного дыхания; переноска и перевозка пострадавшего.

Общее понятие о спортивном массаже. Основные приемы массажа - поглаживание, растирание, разминание, поколачивание, потряхивание. Массаж перед тренировкой и соревнованием, во время и после тренировки и соревнования. Самомассаж. Противопоказания к массажу.

 

 

8. Оборудование, инвентарь

и снаряжение для фехтования

 

Характеристика зала для фехтования. Современные требования к оборудованию зала для фехтования и подсобным помещениям. Размеры зала. Освещение. Вентиляция. Покрытие пола. Оборудование фехтовального зала – линолеумные или резиновые дорожки, металлические дорожки, шкафы или стеллажи для хранения оружия и другого инвентаря, зеркала, мишени, чучела, электрофиксаторы, катушки - сматыватели шнура. Информационная аппаратура.

Спортивная одежда – фехтовальный костюм, туфли, гетры, налокотники, бандажи, жесткие бюстгальтеры, перчатки, нагрудники, набочники, маски, тренировочный костюм. Требования к спортивной одежде.

Оружие и личное электрооборудование – электрорапиры, электрошпаги, электросабли, электрокуртки, электрошнуры. Правила сборки и разборки оружия, устранения неисправностей, ремонт электрооружия. Хранение и уход за оборудованием и инвентарем.

 

 

 

 

 

9. Фехтование как вид спорта

 

Общими признаками специализированной деятельности фехтовальщиков, отражающими условия участия в турнире, ведения поединков, являются:

- многоэтапность соревнований с меняющимися количественными параметрами и уровнем напряженности, неожиданными перерывами;

- постоянное возникновение ситуаций с большими напряжениями;

- сильным личностным противоборством участников.

Конкретными положениями, определяющими выбор, подготовку и применение действий, могут быть:

- уровень значимости факторов, составляющих тактическую сущность действий, ситуаций ведения поединка;

- произвольный выбор нападений и защит, способов подготовки;

- разнообразие ситуаций;

- широкие возможности взаимозамена между разновидностями действий и их тактическими компонентами;

- альтернативность тактического поиска при выборе разновидности нападения и противодействие нападению противника;

- неожиданность значительного числа ситуаций;

- количественная и ситуационная непредсказуемость результатов многих тактических решений;

- неопределенность размеров исходных дистанций и их изменений в ходе схваток;

- вариативность техники нападений и защит при типовых исходных, фазовых и конечных положениях.

 

10. Фехтование на саблях

(общие положения, техника, тактика)

 

В основе техники действий оружием и передвижений преобладают:

- удары по маске, правому и левому боку;

- комбинации приемов маневрирования, состоящие из серий шагов вперед и выпада, серий шагов назад;

- верхние защиты (3-я, 4-я, 5-я);

- уколы из положения «оружие в линии».

Бои насыщенны непрерывной борьбой за инициативу начала атаки, приводящей к сериям обоюдных атак, маневрированием на сверх - дальней дистанции.

В наступлении и обороне преобладают двухступенчатые комбинации действий. При этом в содержании атак характерно разграничение тактических функций на однотемповые – ударом по маске – и многотемповые – с финтами и выбором сектора нанесения удара.

Для боев на саблях характерно использование:

- переключений в атаках от удара по правому боку к удару по левому боку, от удара по маске и левому боку к удару по правому боку;

- комбинаций оборонительных действий со зрительными помехами для противника;

- экспромтных контратак ударом по руке и ударом по маске с отступлением;

- защиты 4-й после длинного отступления с ответным ударом по маске с отступлением;

- преднамеренных контратак ударом по руке в наружный сектор.

 

 

11. Техника фехтования

 

Основу школьной техники составляют специализированные движения и разновидности выполнения приемов нападения, защиты, подготовки. Движения спортсменов в поединке моделируют сочетания простых и сложных двигательных реакций.

В технике фехтовальщика должно учитываться воздействие движений оружием на анализаторные системы противников.

Критериями оценки качества боевых движений фехтовальщика являются:

- степень готовности спортсмена к выполнению действия;

- специализированность реагирований;

- быстрота и точность выполнения;

- начальные, фазовые и конечные компоненты выполнения приемов;

- специализированность положений и движений оружием;

- пространственные и временные параметры действий;

- применение типовых комбинаций действий оружием и передвижений.

 

12. Тактика фехтования

 

Характеристиками ведения поединка являются:

- цель;

- направленность;

- активность;

- намеренность;

- надежность.

Тактические схемы формируются под воздействием правил соревнований, положений о соревнованиях, особенностей судейства.

Тактическая деятельность спортсмена включает:

- восприятие среды;

- оценку поведения противников, динамики собственного состояния и действий;

- анализ полученной информации, его соотношение с прежним опытом и целью соревнований;

- выбор и принятие решений, их воплощение в адекватных действиях.

Для поединка фехтовальщиков характерны:

- дефицит времени и информации при выборе и подготовке действий;

- конфликтность замыслов;

- специфичность требований к уровню двигательных и психических качеств соревнующихся.

Конкретность тактических намерений, уровень тактических качеств и тактических умений определяют возможности спортсменов при подготовке и применении действий, использовании разновидностей подготавливающих действий.

Тактика ведения схватки, построения поединка, поведения в соревнованиях имеет четко выраженные особенности.

Критериями оценки тактической подготовленности являются результаты анализа состава действий, использования инициативы начала схваток, особенностей выбора действий. Важен также учет уровня помехоустойчивости и способов поведения в экстремальных условиях.

 

13. Психограмма фехтования

 

Условия соревновательной деятельности фехтовальщиков определяют особенности проявлений психических качеств, формирования специализированных восприятий ( «чувства дистанции», « чувства времени», «чувства оружия», «чувства боя»).

Для участников поединка необходимы быстрота переработки информации, включая оценки ложной информации, оперативное мышление.

Наблюдения и контроль за действиями противника требуют разнообразных проявлений функций внимания – интенсивности, устойчивости, переключения и распределения. В свою очередь, свойства нервной системы и свойства личности взаимосвязаны с показателями применения действий в соревнованиях.

Для ускорения переноса усвоенных в тренировках действий в условиях соревнований необходимы создание психологических предпосылок, ликвидация психологических барьеров, затрудняющих их применение.

Важным компонентом совершенствования психологической подготовленности фехтовальщиков является управление деятельностью спортсменов в соревнованиях.

 

14. Двигательные и психические качества

фехтовальщиков

 

Двигательные и психические качества фехтовальщиков имеют специализированные характеристики, и в частности стартовые усилия ногами прыжково- бегового характера в режиме скоростной выносливости. В свою очередь, движения вооруженной рукой, отягощенной весом оружия, требуют скоростно- силовых усилий.

Уровень специализированности двигательных качеств проявляется:

- длиной выполнения атак;

- сохранением типовых амплитуд движений оружием при неожиданных переменах направления;

- оптимальным напряжением мышц;

- быстротой стартовых усилий.

Разнообразные требования предъявляются к психическим свойствам фехтовальщика, и, прежде всего к таким, как:

- внимание (интенсивность, устойчивость, переключение);

- представление;

- воображение;

- память;

- мышление;

- зрительно- моторная и тактильная реакции.

Специализированность проявлений анализаторных систем, уровень умения действовать в неожиданно возникающих ситуациях реализуются в «чувстве боя», «чувстве дистанции», «чувстве оружия». В свою очередь надежность соревновательной деятельности проявляется в виде устойчивости к помехам от действий оружием и передвижений противников, а также к воздействиям внутренних факторов и росту напряженности поединков.

 

15.Эффекты тренировочных и

соревновательных нагрузок

 

Тренировочные и соревновательные нагрузки позитивно влияют на функциональные системы, и в том числе на бескислородные ресурсы организма фехтовальщиков. Характер изменений, возникающих у фехтовальщиков при выполнении специальных упражнений, можно классифицировать по ответным реакциям сердечно- сосудистой системы. Поэтому частота сердечных сокращений является объективным показателем величины нагрузки фехтовальщика, его реакций на стрессовые ситуации. В свою очередь, динамика времени скрытого периода специфических реакций спортсменов является критерием оценки специальной подготовленности.

Энергетическая стоимость различных специальных упражнений изменяется по этапам тренировки фехтовальщиков, что необходимо учитывать при выборе моторной плотности занятий. Изменяется и время двигательных реагирований под воздействием методов тренировки.

 

16. Индивидуальные технико- тактические

и функциональные характеристики

квалифицированных спортсменов

 

Многофакторность деятельности фехтовальщика определяет требования к многокомпонентности спортивной подготовленности.

В связи с этим необходима диагностика спортивных способностей для ускорения процесса специализирования функциональных и технико- тактических составляющих подготовленности квалифицированных фехтовальщиков. Отмечены устойчивые взаимосвязи уровня проявлений отдельных качеств с объемами применения разновидностей действий, составом тактических компонентов их подготовки и применения в соревнованиях.

Факторами, определяющими индивидуальные технико-тактические особенности, являются:

- уровень развития двигательных качеств;

- показатели внимания, памяти, мышления;

- проявления психической сферы фехтовальщиков.

Особенно важны свойства, оказывающие воздействие на следующие проявления:

- надежности;

- целевой точности;

- тактического разнообразия при выборе действий;

- способности избегать расплоховых ситуаций.

Индивидуализация тренировки основывается на учете типовых Технико- тактических характеристик соревновательной деятельности, объективных возможностей взаимозамены разновидностей действий, взаимокомпенсации качеств. Анализируются индивидуальные особенности в составе средств ведения поединков, их количественных соотношениях между разновидностями действий и тактическими компонентами подготовки и применения для возможной коррекции.

 

17. Критерии оценки действий спортсменов

в поединке

 

Состав технических приемов фехтования включает:

- держание оружия;

- боевую стойку;

- позиции;

- соединения;

- передвижения;

- перемены позиций и соединений;

- уколы, удары;

- показы укола и удара;

- батманы, захваты и отбивы;

- комбинации приемов.

Тактические задачи (намерения) боевых действий можно разделить на отдельные виды:

- подготавливающие действия;

- атаки;

- защиты и контрзащиты;

- ответы и контрответы;

- контратаки и ремизы.

Разновидностями контратак с учетом количественных и качественных особенностей их выполнения являются:

- простые;

- с финтами;

- с действием на оружие;

- комбинированные.

В свою очередь, атаки с учетом целевых и моментных особенностей их выполнения могут быть:

- основными;

- повторными;

- ответными;

- на подготовку.

Тактическими критериями оценки действий могут быть:

- степень готовности к выполнению и характер реагирования спортсмена;

- способ реализации инициативы, достижения результативности нападений;

- продолжительность, длина, моментные и ритмические параметры выполнения;

- направленность перемещения по полю боя, движений оружием и взаимодействий с оружием противника.

Тактическими характеристиками подготовки и применения действий являются:

- инициатива начала нападения;

- дистанция в поединке;

- время для подготовки действия;

- использование пространства поля боя;

- преднамеренный выбор действия и реагирование в неожиданной ситуации.

 

18. Система соревнований

 

Наиболее распространенными видами соревнований являются личные и командные, а способы их проведения – отборочно- круговой, прямого выбывания и смешанный. Основные варианты проведения соревнований двух команд – матчевая встреча между всеми противниками, бои между участниками с определенными номерами.

Спортивные соревнования при их разделении по масштабам, организации и способам проведения имеют особенности (национальные, региональные, континентальные…).

Соревнования выполняют определенные функции:

- выявление первенства;

- квалификационные;

- отборочные;

- показательные.

Соревнования можно ранжировать по их значимости:

- основные;

- целевые;

- подготовительные;

- контрольные.

Система соревнований является основой построения тренировки квалифицированных спортсменов в годичных циклах, моделирования требований к технико- тактической и функциональной подготовленности.

 

19. Обязательные требования к участникам соревнований

 

Участники соревнований обязаны:

- знать программу соревнований;

- соблюдать правила ведения боя, вежливо общаться с соперниками и судьями;

- выступать в чистом костюме, соответствующем правилам для каждого вида оружия;

- являться на поле боя с оружием и снаряжением (иметь запасное оружие);

- приветствовать оружием судью, соперника, зрителей перед началом и после окончания каждого боя;

- являться на соревнования точно к указанному времени, по вызову секретаря немедленно выходить на поле боя (задержки с выходом по уважительным причинам допускаются только с разрешения арбитра);

- бороться за победу в каждом бою.

Если участник не имеет возможности продолжать бой из-за неожиданной неисправности оружия или костюма, он должен обратиться к арбитру с просьбой об остановки боя.

Участникам запрещается:

- вмешиваться в работу судей, вступать с ними в пререкания или внешне выражать свое недовольство судейством;

- наносить грубые удары (уколы), умышленно падать, отбивать или захватывать клинок противника невооруженной рукой, закрывать ею свою поражаемую поверхность, сталкиваться с противником;

- снимать маску до объявления результата схватки арбитром;

- отказываться от продолжения соревнований (кроме случаев заболевания);

- покидать поле боя без разрешения арбитра.

 

20. Действия арбитра на фехтовальной дорожке

 

Арбитр, проверяя техническую готовность к началу боев после назначения на фехтовальную дорожку, обязан:

  1. Установить поступление судейского протокола.

  2. Осмотреть поле боя, расположение судейской аппаратуры и их соответствие правилам.

  3. Провести краткий осмотр оружия и защитной экипировки участников, контрольных маркировок, запасного оружия вблизи дорожки.

  4. Наблюдать за действиями спортсменов при поочередных уколах (ударах) в поражаемую поверхность, в гарду на шпагах.

  5. Подать команду «К бою готовсь!», затем спросить о готовности спортсменов. Получив утвердительный ответ спортсменов, скомандовать «Начинайте!»

Во время боя действия арбитра включают:

- остановку фраз по сигналам аппарата, оценку зафиксированных действий, присуждение или отмену укола или удара;

- наблюдение за счетом боя и соблюдения правил его ведения, фиксирование нарушений у спортсменов, вынесение санкций;

- перемещение вдоль фехтовальной дорожки на расстоянии, позволяющем видеть двух соревнующихся;

- дополнение своих решений жестами.

В судействе боев на саблях необходимо определение инициативы в действиях спортсменов. Для этого в правилах соревнований установлены три основных критерия.

1.Применение атаки. Спортсмен, первым начавший нападение на противника, является атакующим.

Дополнительными критериями для определения атаки являются:

- выполнение простой атаки продолжительностью один фехтовальный темп;

- выполнение батмана (захвата) с непрерывно следующим уколом или ударом;

- выполнение финта угрозой оружия в сторону противника.

2. Парирование атаки или контратаки противника. Спортсмен, отбивший своим клинком оружие атакующего или контратакующего противника, является защищающимся.

3. Применение контратаки или ремиза, опережающих атаку или ответ противника.

После неудавшихся или ложных действий фехтовальщик может выполнить:

- повторную атаку на противника, не сделавшего контратаку или ответ;

- ремиз на противника, допустившего задержку между выполнением защиты и ответом (или применившего ответ с финтами);

- контрзащита и контрответ (реконтрответ) при парировании ответа (контрответа) противника.

 

21. Средства и методы восстановления

 

Применение средств восстановления обеспечивает необходимый баланс между нагрузками и уровнем реализации адаптационных возможностей организма фехтовальщиков.

Педагогическими установками использования разновидностей средств восстановления, имеющих «срочный эффект», являются:

- оптимизация соотношений интенсивности выполнения и продолжительности интервалов между сериями упражнений;

- ограничение сопутствующих нагрузок в распорядке дня;

- регулярность гигиенических процедур;

- комплексность воздействия восстановительных средств;

- организация сбалансированного питания.

Тренер на основе наблюдений оценивает эффекты от воздействия нагрузок на психическую сферу фехтовальщика, тестирует в индивидуальном уроке уровень проявлений двигательных и психических функций, сопоставляет количество ошибок по адекватности действий в тренируемых ситуациях.

Педагогическими установками использования средств восстановления, имеющих «долгосрочный эффект», являются:

- психическая реабилитация за счет физических упражнений;

- эффекты коррегирующих упражнений;

- витаминизация;

- предупреждение травматизма;

- воздействие естественных факторов природы.

Надежность реализации достигнутого уровня технико- тактической подготовленности определяется целенаправленным применением средств и методов восстановления.

 

 

 

22. Анализ и коррекция тренировки

 

Объективными показателями, пригодными для анализа и коррекции тренировки квалифицированных фехтовальщиков в годичном цикле, являются:

- количество часов тренировки;

- количество тренировок;

- количество соревнований;

- количество дней соревнований;

- количество боев в соревнованиях;

- количество тренировочных боев на результат;

- количество часов, затраченных на ведение тренировочных боев;

- количество индивидуальных уроков;

- количество часов, затраченных на общие средства физической подготовки;

- количество часов, затраченных на специальную разминку, тренировку передвижений, упражнения на тренажерах.

Дополнительными показателями, необходимыми для индивидуализации тренировки, могут быть, например:

- количество побед и поражений в официальных и контрольных соревнованиях;

- соотношение побед и поражений в боях с главными противниками (командами);

- личные оценки готовности к соревнованиям и оценки объективных результатов;

- сопоставление планируемых результатов и достигнутых на официальных соревнованиях;

- субъективные оценки достоинств и недостатков в технике и тактике используемых ситуаций;

- субъективные оценки воздействия стрессовых ситуации на результаты и динамику счета в поединках.